Рустэм Султанов: новое телевидение

12 Января 2007

В своем интервью для TelNews.ru Рустэм Султанов делится своими размышлениями о настоящем и будущем телевидения, различиях между телевизионными рынками России и Германии, а также делится опытом в области телевизионного маркетинга:

- Способно ли, по вашему мнению, цифровое ТВ, предлагаемое интернет-провайдерами, вытеснить с рынка старых лидеров вроде Космос-ТВ и НТВ+?

- Да, способно! Спутниковые платформы требуют от потребителя больших затрат на установку и настройку оборудования. Кроме того, отсутствие полноценной передачи данных, т.е. обратного сигнала, не дает возможности организации полноценной T&E-Commerce, и этот факт через короткое время будет основополагающим при выборе потребителем домашней коммуникационной информационной системы (ТВ, радио, Интернет, игры и т.д.).

- Каналы какого направления, по-вашему, сейчас создавать наиболее выгодно?

- Любые варианты интерактивного телевидения, построенного на предоставлении, в первую очередь, услуг, завуалированных развлекательным контентом.

- Как дорого стоит создание и поддержка собственного канала? Через какой период времени он начнет окупаться?

- Это зависит от законодательства страны, развитости телекоммуникационных сетей, поддержки государства, прозрачности медиаизмерений, формата телеканала, ментального уровня аудитории и ее покупательной способности. Для России, на данный момент, с учетом начатых пилотных кабельных и спутниковых измерений TNS Gallup Media, минимальный ежегодный бюджет спутникового канала, ориентированного на кабельных потребителей - от $1,5 млн. Срок окупаемости при наилучшем стечении обстоятельств - 3 года.

- Почему в России все «непопсовые» музыкальные каналы являются кабельными или спутниковыми? Возможна ли смена их статуса?

- Нет, изменение статуса невозможно, так как это не имеет смысла. Развитие рынка телекоммуникационных сетей, переход на цифровое вещание позволяет строить нишевые телеканалы, которые несут минимальные затраты, по сравнению с эфирными каналами, которые, соответственно, могут быть «непопсовыми». Аудитория данных каналов, малочисленна, живет, по большей части, в городской черте. У нее высокий ментальный уровень, эта аудитория умеет зарабатывать, а соответственно может себе позволить оплату кабельного и спутникового телевидения.

- Насколько привлекательно кабельное и спутниковое ТВ для рекламодателей?

- Если TNS Gallup Media, наконец, начнет реальные измерения (без учета и лоббирования интересов метровых каналов), куда войдут и спутниковые и кабельные каналы, то тогда оно окажется очень привлекательным, т.к. рекламодатель получит максимально приближенного к своему продукту потребителя.

- В чем заключаются различия в создании и функционировании музыкального канала В России и Германии?

- Очень много различий:

1. Законодательство - другая система лицензирования и получение лицензий; - жесткая проверка финансирования проекта на start up (согласно сданному бизнес-плану).

2. Права на контент - единая система выплат по авторским правам; - жесткий контроль.

3. Телекоммуникационные сети - большая сеть широкополосных операторов; - 90% аудитории смотрит кабельное и спутниковое ТВ. - попадание в кабельные сети в Германии - более трудоемкий процесс, нежели сейчас в России.

4. Промоушн телеканала - организация продвижения бренда телеканала на рынок должна быть построена по другим схемам, отличным от России; - агрессивность и импульсивность рекламной компании может погубить проект; - имидж в Германии реальность, его можно только «заработать», купить не возможно.

Это очень разные рынки. Много нюансов, которые трудно объяснить - они на ментальном уровне. Нелегко приходится, особенно при объяснении задачи персоналу. Это кропотливая работа по определению «понятий», того или иного термина, тактического хода, его влияния на ментальный уровень немцев, почему они это поймут или не поймут, и т.д. Уровень креативности и авантюрности, в лучшем понимании этого слова, а также свойство «брать все на себя» у русских намного выше, нежели у немцев, и это, слава богу, нам очень помогает. Как будет дальше, покажет время.

- Ваша оценка перспектив мобильного телевидения.

- Огромный потенциал. Есть много вариантов, которые мы сами моделируем для работы в этом сегменте, много обсуждаем с коллегами, но пока все это модели. Например, многое будет зависеть от возможностей аппаратов, т.е. будет ли возможна трансформация телефона в экран формата A5 при минимальном весе (100 гр.). От этого будет зависеть продюсерский продукт, а соответственно, и формат канала, и т.д.

- Ваше отношение к YouTube и аналогичным сервисам.

- Это будущее не только Интернета, но и ТВ. Вообще - конвергенция ТВ и web-форматов, а также унифицированные платформы – за этим будущее видео-информационного направления (намеренно ухожу от слова телевидение, т.к. это будет совершенно другой продукт). Мы тоже занимаемся этим направлением. Наши программисты разрабатывают платформу, которая сможет работать одновременно в ТВ/Web/Mob сегментах.

- Прокомментируйте, пожалуйста, наблюдающийся сейчас на отечественнном, в т.ч. и музыкальном ТВ, расцвет различных SMS-игр и голосований. Как с этим обстоят дела за рубежом? На каналах, где вы работали или работаете, есть такие проекты?

- SMS/ММS и Web/Mobile банкинг останутся независимо от изменения портфеля служб единственными каналами обратной связи, значимыми в плане принесения прибыли. Игры – это большая часть доходов у многих зарубежных каналов, особенно T-commerce. Мы тоже идем по этому пути, тем более что аудитория в Германии из-за достаточно спокойной, «сытой» жизни ждет развлечений. На iMusic One мы разрабатываем свои игры для аудитории. Так же готовим несколько продуктов совместно с партнерами. Пока не буду говорить подробно, не хочу сглазить.

- Долго ли проработает на iMusic One Энрико Франко?

- Надеюсь, что долго. Мы готовим большой продюсерский продукт. К сожалению, у нас очень мало времени было на подготовку, и как бы то ни было, в феврале мы готовимся к выходу в эфир.

- Каковы ближайшие планы iMusic One? Почему Вы решили открыть музыкальный канал не в России, и почему именно в Германии?

- Это стечение обстоятельств. В России у меня было много опыта в создании нишевых интерактивных каналов. В Германии таких каналов не было, и мы просчитали, что для аудитории будет интересно. Так и случилось. Сейчас мы на 3-ем месте в рейтинге музыкальных каналов. Потенциальная аудитория - 24 млн. абонентов. Viva официально считает нас своими конкурентами. Многие продукты она у нас попросту копирует. Все это нас радует. Мы за 7 месяцев эфира грамотно вошли на рынок. Немецкий шоу-бизнес воспринял нас как реальный инструмент для развития немецкой популярной музыки. Мы конкурентоспособны в плане креативности, низкой себестоимости канала, привлекательности для аудитории, т.к. она формирует плейлист. Готовим много новых интересных продюсерских телепроектов - как своих собственных, с немецкими рекорд-компаниями, с ТВ-партнерами, так и с рекламодателями. А в заключение нашего разговора я хотел бы пожелать читателям TelNews.ru больших успехов в бизнесе и здоровья.

ДМИТРИЙ РОДИН

http://www.telnews.ru/Dmitrij_Rodin/c35517/