Шоппинг станет сетевым

16 Августа 2010

Еще одна площадка продвижения товаров – социальные сети. И опять немного статистики: с мая 2009г. по май 2010г. британцы стали проводить в социальных сетях на 54% больше времени (с 4,6 часов в 2009г. по 7,1 часов в 2010г.), на 13% увеличилось общее количество пользователей соцсетей, а самой популярной соцсетью стал Facebook. Кто бы сомневался… Да и Twitter демонстрирует рост в 62% в Великобритании за год.

Но в отношении соцсетей британские компании не демонстрируют оптимизма. Например, крупнейший онлайн-ритейлер Ebay заявил, что британский рынок еще не созрел для коммерции в социальных сетях. Пока этой платформой активно пользуются Dell, Disney, easyJet и P&G. Причиной неосвоенности этого торгового канала является недостаточная развитость шопинга в социальных сетях. Потребители не готовы к такого рода покупкам, а ритейлеры стремятся оправдать инвестиции за счет других платформ. Но не все компании сомневаются в эффективности социального маркетинга. В Marks & Spencer говорят, что потенциал роста имеется в интеграции социальной и мобильной платформ. А в самом Ebay тестируют интеграцию социальных сетей с Ebay. Пока до массовости использования компаниями социальных сетей еще далеко. Удачным примером здесь является только Facebook.

В настоящее время можно лицезреть двунаправленный процесс: с одной стороны, ритейлеры пытаются найти пользу для себя в социальных сетях; с другой стороны, социальные сети расширяют свои функции за счет посредничества между покупателем и продавцом. Чего стоит только введение валюты Facebook Сredits, выводящее Facebook за рамки чисто социальных функций и фактически превращающее сеть в новый финансовый институт. А ведь многие опасаются, что именно Facebook станет конкурентом крупных онлайн-ритейлеров, в том числе и Ebay. Преимущество социальных сетей в таком случае заключается в наличии у них готовой базы потенциальных клиентов и во взаимодействии пользователей. Эти факторы помогут ритейлерам устанавливать контакты не только с каждым отдельным пользователем, но и с группой пользователей с похожими предпочтениями. Какая сторона (соцсети или ритейлеры) перетянет на себя одеяло, покажет время. Пока же каждой компании стоит самой определить роль социальных сетей в иерархии своих маркетинговых операций.   

Кстати, успешность Facebook сделала его объектом дележа. Так, недавно объявился якобы владелец сети, некий бизнесмен Пол Челия, подавший иск на Цукерберга. Челия утверждает, что в 2003г. он подписал контракт с Цукербергом о разработке последним дизайна сайта за $1 тыс. По контракту Челия получает права на 50% конечного продукта и 1% доли компании каждый день после 1 января 2004г. до завершения проекта. Но не в пользу Челии играет некорректно составленный контракт с Цукербергом, а также факт обмана клиентов своей компании. Тогда фирма собрала со своих клиентов $200 тыс., а затем не доставила им полагающийся товар и, более того, не вернула деньги. И на что надеется этот Пол Челия?   

На фоне таких успехов Facebook достижения других социальных сетей кажутся весьма скромными. Владельцы Bebo хотят вернуть пользователей, расширить количество оригинальных продуктов и контента, а также увеличить рекламные возможности сети за счет создания онлайн-сериалов (т.н. product placement) и новых форматов рекламы, которые позволят наладить более тесный контакт с пользователями. Еще одну возможность расширения Bebo разработчики видят в мобильной платформе.    

А вот аудитория MySpace позорно сократилась с мая 2009г. по май 2010г. на 49%, чему не мог противостоять даже запуск MySpace Music. Судя по факторам и показателям роста соцсетей, они перестают быть просто развлекательной площадкой доля общения. Похоже, что новая коммерческая составляющая общения выводит соцсети на более высокий уровень развития, открывает новые возможности взаимодействия онлайна и оффлайна и монетизации.

Показатели Facebook выглядят настолько оптимистично, что есть соблазн сделать спешный вывод об огромной популярности социальных сетей и вообще интернет-услуг. Но на самом деле это не совсем так. Британский Институт профессионалов рекламы выяснил, что цифровая среда пока не может тягаться с традиционными медиа, такими как телевидение и радио. И это несмотря на рост популярности мобильных платформ, интернета и в частности социальных сетей. А сами британцы снова подтверждают представление о себе как о нации с консервативными привычками. Сравним данные по среднему количеству часов в неделю и числу пользователей каждого СМИ от общей аудитории. Итак:

·         телевидение (3,7 часов, 98% зрителей)  ·         радио (2,1 часа, 89% слушателей)  ·         интернет (1,8 час, 75% пользователей)